Ольга Колесник:
Добрый день, в студии программа «Другой ракурс» и я, ее ведущая, Ольга Колесник. Сегодня у нас важная девчачья тема — мы поговорим про одежду, модную, классную, удобную, но, правда, тактическую. В гостях у меня Денис Яковлев, генеральный директор компании TACTEC, и Виктор Никитин, руководитель стратегических процессов компании Krosslab. Я предлагаю начать с вопроса, который мучает лично меня и каждую девушку, которая так или иначе занимается экстремальным туризмом. Где найти нормальную женскую тактическую одежду?
Виктор Никитин:
Думаю, на этот вопрос с удовольствием ответит Денис, потому что Денис точно знает. Я тоже знаю, но передам слово ему.
Денис Яковлев:
Все очень просто. Мы были до 2022 года, до февральских событий, дистрибьютором американского бренда тактической экипировки 5.11 Tactical и завозили большое количество одежды, в том числе женской. Но все-таки это мужское направление, и 97% наших потребителей – это мужчины. Компания большое значение придавала и женскому направлению, но ввиду того, что наступил 2022 год, привозить эту одежду стало довольно затруднительно. Это одна из причин, почему сейчас классную экипировку найти сложно. Но мы не стоим на месте, начинаем работать в этом направлении, потому что когда у тебя в сети магазинов одни мужчины, женщин заходит довольно небольшое количество, ты думаешь в первую очередь, как их обеспечить.
Сейчас мы завезем определенные тактические брюки, называются они APEX, это практически все те же самые брюки для мужчин, APEX, Страйкер – это названия брюк нашей компании, но только сделаны по женским лекалам. Поэтому я думаю, что в мае мы уже это дело увидим.
Ольга Колесник:
Это внушает оптимизм, но ведь проблема большей частью в маленьких размерах. И об этой проблеме мне сообщает не только мой личный опыт, но и когда я заезжала в магазины в Донецке, в Мариуполе, то есть в точках, куда ребята заезжают быстренько что-то докупить, и нет ни маленьких размеров одежды, которая могла бы подойти женщинам, но и подходит ребятам из Тувы, которые по своей природе меньше размером, и нет маленькой обуви, повсеместно завозится обувь 39 размера.
Денис Яковлев:
Мы подумали о женщинах, девушках, у нас сейчас будут размеры XS, это маленькие размеры. Также у нас идет талия от 0 до 16, но 16 – это должна быть выдающаяся женщина, и две ростовки: R – это примерно от 157 до 170, и L – это девушки от 170 и выше.
Ольга Колесник:
Девочки, вы знаете, куда идти за одеждой для экстремального туризма, да и не только экстремального. Помимо этой одежды давайте поговорим о том, на что обратить внимание человеку, который собрался впервые поехать в горы или в зону СВО, какие вещи надо понимать, собираясь в экстремальные места?
Денис Яковлев:
Мы много говорим про горы, но про СВО у нас меньше. У нас направление одежды все-таки не военное, а именно тактическое.
Виктор Никитин:
Военный туризм – это по нашей части, поэтому я с удовольствием отвечу на Ваш вопрос. Если мы идем в горы, это одна история. Если мы собираемся в место, где нашей жизни что-то угрожает, в первую очередь нужно обратить внимание на то, что может вывести вас из строя. И здесь первичными являются те предметы экипировки, которые в первую очередь будут защищать вашу жизнь. Как ни странно, вашу жизнь будут защищать ботинки, хорошая обувь, потому что без хорошей обуви в тех условиях будет достаточно проблемно, в балетках не походишь.
Ольга Колесник:
Существуют ли ботинки с какой-то защитой, как бронежилеты, бронеботинки?
Виктор Никитин:
Конечно, существуют такие ботинки. Много про них говорят, но они абсолютно неэффективны. Если мы говорим в рамках защиты от минно-взрывных проблем, то здесь помогают, и то далеко не всегда, специальные ботинки-саперы для инженеров либо за счет очень толстой подошвы, 10 сантиметров подошва, либо есть специальный паук, ботинки на ножках, ходить на них совершенно неудобно, и часто многие саперы их не используют. Есть определенные компании, которые выстраивают маркетинг на том, что у вас будет кевларовая стелька, которая вас спасет. А она спасет от какого-то прокола, от гвоздя.
Денис Яковлев:
Так как мы завозим неплохие ботинки китайского производителя с арамидно-кевларовой ставкой, подстелькой, это не стелька, а именно в подошву. Она так и называется – система антипрокол. Если ты наступаешь на гвоздь, торчащую арматуру, то лучше быть в них, чем без них, и они действительно помогают в таких случаях. Некоторые ботинки пропитаны специальным антисептиком, если вдруг порез, кровь, они блокируют кровотечение.
Ольга Колесник:
На какие ботинки обратить внимание, учитывая, что в зоне СВО сейчас основная проблема – это кассетные снаряды, те же «лепестки» и так далее?
Виктор Никитин:
Говоря о ботинках, давайте ориентироваться на их прямое назначение, прямую функцию – это защита стопы и возможность перемещаться в них значительно длительное время. Так совпало, я сотрудничаю с одним отечественным обувным брендом, который разрабатывает очень хорошие ботинки. Мы проводили исследования, в нашем Телеграм-канале в том числе, мнение опытных пользователей, и одни из приоритетных направлений по мнению профессионалов – это, в первую очередь, удобство и комфорт, второе – защита голеностопа от подворота и водозащита. Это три ключевых параметра, которые обеспечивают в первую очередь безопасность, с которой я начал свое повествование. Второе, после ботинок, о чем мы должны подумать – это бронезащита.
Ольга Колесник:
Давай все-таки назовем марки ботинок, на которые стоит обратить внимание.
Виктор Никитин:
Могу сказать непопулярную вещь, но тут стоит двигаться не по пути удешевления, а надо сразу же брать что-то очень хорошее, потому что обувь мы носим каждый день, в боевых условиях ее часто долго не снимают, а спят в них. Поэтому необходимо, чтобы обувь была технологичной. Стоит однозначно смотреть на хорошие бренды. Хорошие военные ботинки стоят от 20 тысяч, если мы говорим о зарубежных брендах, все, что ниже, это просто порог. Можно встретить что-то хорошее, но есть несколько брендов, на которые однозначно стоит обратить внимание, это американская компания Danner, стоит обратить внимание на немецкую компанию LOWA. Совершенно точно можно обратить внимание на компанию Meindl, и в идеале найти хорошую итальянскую La Sportiva, CRISPI, это то, в чем вы не ошибетесь.
Многие специалисты сейчас уходят от военной обуви, все мы знаем, что такое берцы, это хорошая, кондовая, сложно убиваемая обувь, но слабо приспособленная для длительной ходьбы. Не ботинки подстраиваются под тебя, а ты рано или поздно подстроишься под эти ботинки через ряд страданий.
Денис Яковлев:
Лучшие ботинки для работы в городе – это кроссовки.
Виктор Никитин:
Сто процентов. Но для военно-тактических мероприятий лучше всего обратить внимание на хорошую туристическую трекинговую обувь тех фирм, которые я назвал. Туристическая трекинговая обувь избавлена от одного значительного недостатка, который присутствует в военной обуви. Туристическая обувь не ограничивает себя по цене столь сильно, как военная, потому что военная изготавливается крупными партиями для тех или иных подразделений, для воинских соединений, поэтому крупная партия должна быть дешевле, и производитель, даже очень хороший, будет экономить, для того чтобы делать свой продукт максимально доступным для закупки министерством. А то, что уходит в розницу, тактическая обувь, она в этом плане не ориентируется на удешевление, она ориентируется, в первую очередь, на комфорт того потребителя, который будет ее носить.
Ольга Колесник:
Я так понимаю, что та же самая ситуация обстоит и с брюками и рубашками, или нет?
Денис Яковлев:
Если мы говорим про зону боевых действий, там в ход идут наколенники. Самое главное, если наколенник встраивается в брюки, есть такие брюки, когда вшивается внутрь, этот патент принадлежит американской компании Crye Precision, они его никому не дают. Единственные, кто на них наплевал, это китайцы, они просто берут и делают, повторяют, и ребята в них спокойно воюют. Есть наружные наколенники, но они менее удобные, потому что могут сползать, и встраиваемые наколенники – это, конечно, находка.
Что касается обуви, хотел добавить, 5.11 начали выпускать обувь с 2020 года, когда внутрь вставляется амортизирующая вставка, сделанная из специального твердого пластика, которая распределяет нагрузку между мыском и пяткой. Для чего? Когда человек идет в снаряжении, неважно где – на войне, в туризм, в горы, начинается эффект жжения то ли пятки, то ли мыска из-за неправильного распределения нагрузки по поверхности стопы, по нижней поверхности ноги. Это обязательно нужно компенсировать.
Что касается брендов, Виктор назвал замечательные бренды. Мы нашли фабрику Дранрог в Китае, мы поставляем эту обувь и поняли, что на этой же фабрике заказывали все известные компании, те же CRISPI и даже 5.11 Tactical, мы сейчас заказываем там совершенно прекрасную обувь, поставляем, люди вроде как довольны.
На одной из выставок к нам подошел мужчина, турист, 60 лет мужику, и говорит: «Я прохожу за лето более 500 километров. У меня обувь убивается меньше, чем за месяц». У нас был один эксперт, он говорит: «Вы можете купить удобную обувь, мягкую, комфортную, нога у вас будет в комфорте, но она у вас быстро придет в негодность. Если вы хотите неубиваемую обувь, покупайте кирзовые сапоги и идите». Любая обувь – это некий баланс между комфортом и надежностью. Какие бренды – каждый человек выбирает сам для себя.
Виктор Никитин:
Мы сейчас назвали много дорогих западных производителей, однако в нашей стране тоже есть достаточно неплохая обувь.
Ольга Колесник:
Это очень оптимистично. Я, честно говоря, пока так и не смогла ее найти.
Виктор Никитин:
Это проблема для нашей страны, до того уровня, что есть в Италии, нам еще далеко. Но есть компания «Фарадей», замечательная компания, которая своими разработками и своим качеством показывает очень хороший уровень выносливости обуви. По комфорту – я сам лично их не носил, но могу сказать, что отзывы (она поставляется в войска) значительно выше среднего. Я бы рекомендовал присмотреться к такому бренду, как «Артак». Это компания, которая малоизвестна, отечественное производство обуви, уже более 30 лет этим занимается. У них свой резиново-литейный цех, они сами льют подошву, ничего не покупают за рубежом, у них своя кожа.
Ольга Колесник:
Хоть где-то у нас полное импортозамещение.
Виктор Никитин:
Конечно, какие-то покупные составляющие 100% есть, но, по крайней мере, касаемо этого бренда я могу совершенно точно сказать, потому что я пробовал, отдавал на тестирование, взаимодействовал, что по уровню комфорта это значительно выше, чем многие даже западные бренды.
Ольга Колесник:
С ботинками более-менее разобрались, но так как пошли снизу, что дальше?
Виктор Никитин:
Поскольку мы ориентируемся на принципы защиты жизни, после того, как мы обеспечили себе возможность перемещаться из пункта А в пункт Б, следующее, о чем нужно подумать, это о защите жизни. Если мы говорим о рискованной зоне – красной, желтой зоне, где может что-то прилететь, тогда это бронезащита, закрывающая жизненно важные органы. Здесь так же, как и с ботинками, действует абсолютно тот же принцип: не надо экономить, надо брать что-то заведомо хорошее, с хорошей репутацией, тут точно не нужно смотреть за экономией. Хотя я, как человек, который профессионально занимается бронезащитой, для себя выработал такую аналогию. При выборе бронезащиты надо смотреть на следующий момент. Можно провести аналогию, что если нам нужно доехать из пункта А в пункт Б, доехать и остаться, мы возьмем маршрутку или машину в прокат, либо сядем куда-нибудь, найдем простой и недорогой способ, чтобы доехать из пункта А в пункт Б, а потом вернуться, то есть это недорого и сносно по затратам. А если мы работаем водителем, и нам каждый день нужно ездить из пункта А в пункт Б и обратно, то в этом случае мы однозначно будем смотреть машину, которая обеспечит и комфорт, и по расходу топлива будет нас удовлетворять, и по надежности. С бронезащитой абсолютно точно так же: если вы профессионал и собираетесь в этом жить, то однозначно нужно смотреть на проверенных производителей, хорошие бренды. Если вам нужно залететь и выскочить, здесь есть высокий риск, но можно сэкономить.
Ольга Колесник:
Все равно у бронезащиты есть разные классы. Разная бронезащита предназначена под разные цели и задачи. Человек едет работать оператором БПЛА, на какую защиту ему обратить внимание? И на какую защиту обратить внимание, если он планирует работать сапером?
Виктор Никитин:
Есть определенная специфика в каждом – и у оператора БПЛА, и у сапера, и стоит обратить внимание на противоосколочную защиту. Сапер редко работает первым, так что для него имеет значение широкая форма противоосколочной защиты, то есть горжеты, защита шеи, наплечники, напашники, пятиточечники и так далее. Здесь противоосколочный формат имеет значительное влияние, однако если что-то вдруг взорвется, не факт, что это спасет. Поэтому многие саперы облегчаются, в хорошем смысле этого слова, и снимают с себя многое из того, что положено носить. Но здесь больше внимания уделяется опыту, вниманию, техническим средствам обнаружения минно-взрывных вещей. Но бронезащита сапера славится своей расширенной противоосколочной защитой.
Что касается оператора БПЛА, то это человек, работающий на неком удалении от передка. Для него имеет значение подвижность в первую очередь, удобство и комфорт. Он взлетел, где-то спрятался, отработал и быстренько свалил. Ему следует уделять внимание не столько широкой площади защиты, сколько мобильности. И поэтому те операторы БПЛА, которых я знаю, имеют модульный комплект, могут комплектовать под задачу. Если они идут в зону, где у них возможно прямое огневое противостояние, они расширяют этот комплект, надевая дополнительные модули. Если они работают значительно удаленно, то так же, как и артиллеристам, имеет значение в первую очередь их мобильность, подвижность и комфорт.
Ольга Колесник:
Дорогим коллегам-журналистам хочется сразу сказать, что обратите внимание, в душе каждый из вас оператор БПЛА, потому что именно модульный комплект будет наиболее приспособлен по целям и задачам, которые ставит перед собой каждый журналист. Давайте вернемся к бронезащите. После броника нам нужна каска. Где брать каску, особенно если у тебя маленькая голова? Никогда не думала, что столкнусь с такой проблемой, но все каски, которые я перемеряла крайний раз в Донецке, были на мне, как кастрюля.
Денис Яковлев:
Они же регулируемые. У нас были какие-то партии, и они не уходили, потому что под китайскую головушку были сделаны. А вообще маленькие присутствуют.
Виктор Никитин:
Немножко погружу в шлемные вопросы. Дело в том, что несведущий человек может посмотреть на купол шлема, называть его каской, чем одно отличается от другого – вроде бы снаружи одинаковые, но один почему-то стоит 80 тысяч, а другой 20. Умный человек посмотрит в свой кошелек и скажет – конечно, за 20, постучит по нему, услышит одинаковый звук, возьмет подешевле и пойдет. Однако это будет заблуждение ввиду того, что основное в структуре шлема – это то, из чего он сделан. Существуют арамидные шлемы, арамидки, LARP, это одно и то же. Есть шлемы с материалами с OMP, высокомолекулярный полиэтилен. Бывают еще композитные шлемы, титановые, стальные, но самые популярные с OMP.
Ольга Колесник:
Какие надо брать?
Виктор Никитин:
Абсолютно то же, что и с ботинками. Надо брать хорошего проверенного производителя. В России это компания «Atlas», компания «Армоком», это совершенно точно проверенные, качественные шлемы. Компания занимается шлемами и бронезащитой профессионально, но «Atlas» только шлемами. И набили в этом столько опыта, далеко не у всех производителей есть настолько широкое опытное поле с учетом того, что идут боевые действия и всегда присутствует обратная связь, осколки людям прилетают каждый день. И когда компания имеет возможность получать обратную связь напрямую и быстро вносить технологические изменения в свое собственное производство, это очень важно. Поэтому те российские компании, которые я назвал, имеют значительный опыт. Однако китайцы тоже молодцы. Я могу уверенно сказать, что компания FAT (мы ее тестировали, проверяли) – это очень хорошие арамидные шлемы. Есть и другие производители, про которые я слышал, что они плохие. Надо смотреть, в первую очередь, на сертификат, есть ли у шлема сертификат. Есть ГОСТовские нормативы, как у любой бронезащиты, что шлем допущен к тому, чтобы использоваться. Класс защиты есть БР-1, БР-2 у шлемов.
Денис Яковлев:
Надо понимать, что он не спасет от снайперской пули, это исключительно противоосколочное.
Виктор Никитин:
Основная история, когда вы увидели шлем за 20 тысяч или за 80, надо понимать, что он сделан несколько по-разному, но выглядит одинаково. Один сделан по-настоящему, а второй сделан похожий на настоящий, но не является настоящим. Поэтому первое – посмотрели сертификат, второе – надели на голову, почувствовали, как он сидит, кастрюлей он сидит, неудобно или есть возможность адаптировать под себя. Хорошая компания производит сразу несколько размерных рядов, размеры M, L, так же, как и в одежде.
Ольга Колесник:
Ну ладно, шлем надо все-таки одевать на что-то, потому что с моей длиной волос это просто катастрофа. Столько разных вариантов – и шапочки, и подшлемники, и балаклавы. Как выбрать эту часть гардероба?
Денис Яковлев:
Есть такой материал Номекс. Выбирать лучше из него, он отличается от других тем, что не только тянется, он еще и не горючий, это тоже очень важный момент.
Ольга Колесник:
Меня все равно не отпускает вопрос: несмотря на то, что у нас идет специальная военная операция не первый год, и сейчас нет более опытной армии в мире, чем наша и украинская, почему наши производители не могут никак составить конкуренцию западным брендам? В чем затык? Что мешает? Может быть, нормативные аспекты бытия или же это просто раздолбайство?
Денис Яковлев:
Повторюсь, мы 10 лет работали с американской компанией 5.11 Tactical, и когда наступила СВО, они отказались от работы с нами. Буквально начали один за другим возникать пошивочные производства, которые говорили: «Давайте возьмем и скопируем». Я в своей жизни думал, что если когда-то до такого дойдет, то основная проблема будет именно в ткани. Оказывается, нет, не в ткани.
Был даже такой момент, приехали ребята: «Давайте работать вместе, мы сейчас возьмем все ваши шмотки и скопируем их». Шмотки действительно высокого класса, качество, технологии, после этого я особенно погрузился и понял, насколько интересны эти технологичные вещи даже в таких тонкостях. Говорю: «Возьмите брюки, начнем с самого простого. – Вопросов нет, приедем через какое-то время с ответом, может быть, даже сошьем прототип. – Прекрасно, мы ждем вас». Возвращается через дня четыре, понурый взгляд: на фабрике собрались конструкторы, раскройщики, весь персонал, который участвует в разработке. Подняли эти брюки, рассматривали, говорят: «О, это что за брюки такие чудесные? Чтобы нам выпустить эти брюки, нужно докупать еще порядка восьми раскроечных станков», – потому что когда они начали это все разбирать – здесь угловатый шов, это на отвороте проходится, такого станка у нас нет, видно, что это машинный пошив. И все, они приехали и говорят: «Извините, мы ошибались, были неправы», – оставили нас ни с чем и уехали. Вот такая ситуация. Хотя по тканям вопросов нет, можно их закупать. Есть производители, они все в Китае, в Тайване, но был такой момент.
Ольга Колесник:
То есть вопрос все-таки технологический, никаких юридических, административных препятствий нет.
Денис Яковлев:
В России у людей руки растут откуда надо, серьезно говорю. У нас умеют и делать, и шить, но а) желание, б) у нас тоже сшить это не дешево, все-таки Китай – это мировая фабрика. Мы сейчас разрабатываем свою линейку рюкзаков, мы в любом случае обращаемся к китайской фабрике, хотя будет как на продукции Apple – Design by California там написано, а у нас будет Design by Russia, но выпущено все равно на китайской фабрике, потому что у них есть доступ ко всему: любая фурнитура, хочешь в крапинку, хочешь сеточка такая, хочешь сеточка сякая. Очень удобно в этом плане.
Ольга Колесник:
Поконкурировать с рюкзаками Krosslab вам будет сложно. Я пока еще не видела рюкзака круче, чем те, которые выпускает Виктор.
Денис Яковлев:
Мы абсолютно не конкурируем.
Ольга Колесник:
Знаешь, что самое главное в рюкзаке? В рюкзаке Krosslab есть зеркальце с подсветкой. Такого больше нет ни в одном рюкзаке, нигде не встречала. Это потрясающе.
Виктор Никитин:
Спасибо, Ольга. Денис говорил в первую очередь об одежде. В нашей стране в военном сегменте только-только начинается. Есть отечественная компания «Триада», которая выпустила достаточно хороший общевойсковой костюм, очень высокого качества и эргономичного кроя. К сожалению, производят его не в России, но я знаю, что в России тоже начинают производство.
Что касаемо снаряжения и боевой экипировки, здесь ситуация значительно лучше. В России есть очень хорошие компании, которые производят как снаряжение, так и экипировку, и делают это лучше, чем кто бы то либо еще, потому как быстрая обратная связь, плюс любая компания подстраивается под законы рынка и под потребителя, а сейчас потребитель запрашивает то, что ему действительно нужно.
Ольга Колесник:
Какие компании есть еще кроме вас? Потому что когда я проводила опросы у себя в Телеграме, все сказали, что лучшая компания – это Krosslab.
Виктор Никитин:
Спасибо, это мнение ценно, однако есть и другие хорошие компании – компания «Ars Arma», компания «Филлин», замечательные производители бронеснаряжения, «Один», мы общаемся друг с другом, взаимодействуем. И надо сказать, что по качеству изготовления, по инженерным конструкциям, по их сочетанию наши российские производители на высоте. Сейчас по выставке пройдешься и посмотришь – где там американцы? Совершенно недавно я зашел в очень хороший магазин, который торгует американской экипировкой, хорошая, американская, Crye Precision. Надели этот бронежилет на себя люди, которые имеют высокую насмотренность и понимают, что такое инженерная конструкция, что должно к чему крепиться, а что крепиться не должно. И мы обратили внимание, что американцы не уделяют такого внимания деталям, как это делаем мы. Они не уделяют такого внимания мелким швам, закрепочным, у них торчат нитки, что-то может люфтить и болтаться. Нам такого не простят. Наши пользователи значительно более привередливые. И сделаешь ты что-то из рук вон или что-то не учтешь – тебя сожрут в Телеграме, если размахрилась стропа
Денис Яковлев:
В конце концов, это безопасность человека, который покупает это.
Виктор Никитин:
Американцы, по крайней мере из того, что я видел, были законодателями моды до 2022-го года, но поскольку у них сейчас нет такой сильной обратной связи, как у нас, наши компании, плюс я поддержу Дениса, что наш пронырливый ум и умелые руки могут делать все что угодно. В космос человека в 1960-х годах запустили же, и спутники, и электронику наладили, атомную промышленность. Неужели мы бронежилет не сделаем или обувь не сошьем? Да все сделаем, просто требуется время, требуются соответствующие условия и доступ к ресурсам.
Ольга Колесник:
А почему все эти классные, крутые фирмы, которые вы сегодня называли, я ни разу не встречала на маркетплейсах? Почему не выходят на маркетплейс, как Ozon, Wildberries, где любой нуб, который решит что-то найти, заходит в первую очередь туда и начинает искать?
Виктор Никитин:
Надо просто поискать, взять запрос конкретного производителя, найти ту модель по рекомендациям, посмотреть обзоры, послушать мнение опытных пользователей и искать конкретную модель и тогда найдешь достаточно быстро. Отечественный производитель пользуется маркетплейсом. Единственное, если просто не разбираясь забить туда бронежилет, то выскочат первые несколько десятков, и это будут китайцы, которые внешне могут выглядеть достаточно брутально, но как один человек говорит: «Я взял ваш рюкзак, а мой товарищ сэкономил и взял рюкзак за 10 тысяч рублей. Мы, выполняя задачу, спрыгнули с машины в надетых рюкзаках и побежали. Я спрыгнул, побежал, думаю, где мой товарищ, оглянулся – а он спрыгнул с машины, и от удара у него отвалились лямки на рюкзаке, и все, что было, вывалилось». Ну какая задача? Пришлось оставить все снаряжение и бежать без него. Вот человек сэкономил, купил на маркетплейсе. Поэтому в первую очередь надо найти производителя, совершенно точно понимать, что тебе нужно, посоветоваться, а потом уже искать конкретно на маркетплейсе то, что тебе нужно.
Денис Яковлев:
У нас другая причина. Очень много подделок на нашу продукцию, и до 2022-го года у нас был жесткий контракт с американцами, они следили за ценами в России и могли сказать «ай-яй-яй», если кто-то из дилеров начинал понижать цены. А маркетплейсы без разрешения просто берут и делают. Ты можешь с утра встать, а у тебя минус 37%. Почему? И за это мы получали «а -та-та» по контракту, и они сказали – нет, никаких маркетплейсов. Даже компания 5.11 Tactical судилась с Amazon, американский маркетплейс, Amazon у них выкупил на 3 миллиона долларов товар, и они говорят: «Мы у вас выкупили товар и что хотим, то и делаем с ним». Нет, они выкупили обратно. То же самое сейчас у нас. Во-первых, не такие торговые надбавки, чтобы просто выкладывать и делать скидку 37%. Ну, ребята, когда якутские алмазы минус 70%, да вы что?
Плюс сейчас ввели маркировку товара, повышение налоговой ставки с 2025 года, конечно, нам не выгодно, и все равно только мы профессионально и партиями возим этот товар, зачем нам распаляться. У нас есть своя сеть магазинов, где мы можем реализовать. Пока на данный момент так. Если политика в маркетплейсах изменится в лучшую сторону, потому что там же все это обрастает дополнительными платами, нужно привозить на их склады, разные условия. Мы пока от этого как можно дольше отказываемся.
Ольга Колесник:
Самый главный вопрос в стиле одного известного иноагента – сколько стоит собраться на СВО качественно, хорошо и с первого раза, чтобы не отваливались лямки у рюкзака, чтобы не спадало что-нибудь в самый ненужный момент, не слетало, каска не разваливалась от соприкосновения со стеной буханочки в процессе поездки?
Виктор Никитин:
Чтобы закрыть все потребности, бронезащита – в районе 250 тысяч, бронезащита хорошего уровня. Я говорю о всей палитре модулей. Шлем от 60 до 80, ботинки, возьмем хорошие, порядка 30 тысяч. Форма, одежда – ее в любом случае выдадут, и для работы в окопах можно сэкономить и взять то, что дадут. Но такие вещи, как утепляющий слой, что-то, что поможет вам выжить и обладать значительной долей технологичности... Как правило, до 500 тысяч, плюс средства переноски, баулы, аптечки, личная медицина, личная гигиена.
Денис Яковлев:
И покупают много носков, потому что стирать некогда, это просто как расходный материал выбрасывают.
Виктор Никитин:
Поносил месяц и выбросил.
Ольга Колесник:
Через месяц носки могут даже как некий кевларовый слой заработать.
Денис Яковлев:
Грибок – самая распространенная сейчас история.
Виктор Никитин:
От пребывания в сложных метеорологических условиях, при отсутствии личной гигиены это становится проблемой. Но это зависит, в первую очередь, еще от культуры человека. Есть люди высокого уровня культуры и отношения к себе, они не позволят себе ходить в дешевой экипировке, они за ней следят, они ее даже стирают на передовой, они бреются, моются. Недавно общался с Константином Луговым, это автор книги «Штурм Бахмута», и он, будучи командиром подразделения, рассказывал о том, что первым его требованием было гигиенические салфетки, чтобы следить за собой. Первое, что он требовал от солдат.
Ольга Колесник:
Мне попадались только подразделения, которые очень хорошо за собой следят, может быть, мне так повезло, но когда я еще занималась фейками, постоянно в хронике отмечалось, что русские солдаты всегда за собой следили, в отличие от своих европейских коллег. Ребята, одевайтесь правильно, это очень и очень важно. Сегодня в студии были Денис Яковлев, генеральный директор компании TACTEC, и Виктор Никитин, руководитель стратегических процессов компании Krosslab. Спасибо, что были с нами, увидимся на Mediametrics.