Альбина Рахматуллова:
Здравствуйте, в эфире программа «С толком о проблеме», и с вами я, Альбина Рахматуллова. Сегодня мы будем обсуждать детское здоровье. И у нас в гостях Ирина Олеговна Батманова, врач-педиатр, окружной педиатр САО, заведующая филиалом №2 Детской городской поликлиники 86 Департамента здравоохранения города Москвы.
Когда мы говорим о детях, эта тема всегда очень большая, потому что ребенок 3 месяцев и ребенок 18 лет — это как будто совершенно разные люди. Давайте же поговорим о том, что такое физическое развитие ребенка и на какие группы мы их делим, чтобы нам было удобно говорить.
Ирина Батманова:
Первый год жизни — самый важный год жизни для ребенка, так как здесь формируются его основные навыки, и от этого зависит, как дальше будет развиваться ребеночек. Самое главное – это росто-весовые показатели, которые всегда оценивает доктор, и то, как развивается ребенок в течение этого года. Он проходит очень много этапов: ребенок учится держать голову, переворачиваться с животика на спину и в обратном направлении, он учится сидеть, ползать, вставать с опорой на стопы, ходить, то есть это достаточно серьезный прогрессивный процесс у ребенка. Все, что он научится делать в этот год, дальше будет с ним.
Альбина Рахматуллова:
Все-таки каждая мама, готовясь к родам, много читает и думает, как же все это будет. И давайте мы разделим по возрастам и что же ждет маму в первые дни после родов, на что обратить внимание и как заботиться о своем малыше.
Ирина Батманова:
Конечно, это большой стресс и для мамы, и для ребенка, потому что мама теперь не одна, теперь с ней всегда ее малыш, который привык чувствовать себя совершенно свободно, ему не нужно было ни дышать, ни питаться, он совершенно комфортно себя чувствовал, он не мерз, не перегревался, ему было очень хорошо у мамы в животе. Поэтому это большой стресс и для мамы, и для ребенка, и когда они возвращаются домой, самое важное, чтобы малышу и маме было комфортно, и здесь уже поможет в том числе семья, как они встретят, как они будут помогать, заботиться.
Первый месяц жизни – это самый сложный период, когда происходит адаптация, когда ребенку нужно максимальное внимание от мамы, папы, всех близких, от этого зависит, как будет развиваться ребенок. В первый месяц жизни ничего особенного не происходит, кроме как адаптация, привыкание к тому, что он теперь в нашем мире. У физически здорового ребенка идут основные рефлексы, то есть то, что позволяет ему выжить: сосательный, хватательный рефлекс, который помогает ребенку питаться, дотягиваться до своей еды. Постепенно начинают формироваться навыки, которые помогают адаптироваться в жизни.
Первое, что происходит серьезное, это когда ребенок старается держать свою голову, постепенно, к 2 месяцам ребенок в вертикальном положении может самостоятельно ее удерживать. Но перед этим очень важно ребеночка выкладывать на живот. Это очень хорошая поза, которая помогает укреплять мышцы шеи, спины, корпуса, за счет этого ребенку лучше. Плюс еще это профилактика колик, достаточно важная процедура, ее рекомендуют проводить ежедневно, по несколько раз. Чем чаще мама это будет делать, тем крепче будет малыш. И к 2 месяцам ребеночек начинает уже самостоятельно в вертикальном положении удерживать голову, это самое основное, что мы ждем в первые месяцы.
Альбина Рахматуллова:
Это большое событие в семье, когда ребенок начал держать голову. А что же касается присаживания? Когда он должен начать присаживаться?
Ирина Батманова:
Присаживаться детки начинают с поддержкой обычно к 5-6 месяцам. Нужно сразу заметить, что у всех деток индивидуальное развитие, бывает, что некоторые детки немножко позже садятся, некоторые чуть раньше, и так же любой период физического развития, тут индивидуальные, генетические особенности, вес ребеночка, очень много факторов, которые могут повлиять. Но в среднем это 5-6 месяцев, когда ребенок с поддержкой может присаживаться. Уверенно ребеночек начинает сидеть где-то к 7 месяцам. Но опять же, это очень индивидуально, когда ребенок может на прямой спинке себя удерживать. Некоторые малыши уже в 5-6 месяцев пытаются даже садиться самостоятельно, но при этом у них немножко тельце вперед, ручками пытаются себя удерживать, то есть самостоятельные малыши. Но не рекомендуется в такой позе держать их долго, желательно, чтобы были поддержки, удобные подушки, и, разумеется, под присмотром родителей.
Альбина Рахматуллова:
Следующее яркое изменение в физическом развитии ребенка, когда он начал ползать. Готовясь к эфиру, я всегда захожу на сайты мам, на сайты читателей, слушателей, пациентов. По поводу ползания огромные споры. Кто-то говорит, что ребенок не должен ползать вообще. Кто-то говорит, что он должен начать ползать в 5-6 месяцев. Кто-то говорит, что он должен сразу встать и пойти. Давайте же мы развеем этот миф и расскажем, что же из этого правда.
Ирина Батманова:
Все этапы в жизни ребенка важны, это заложено природой, это естественно. Нужно понимать, что идет нагрузка на позвоночник, и говорят, что чем позже ребенок начнет ходить, разумеется, в возрастных рамках, тем лучше. И ползание, в том числе, это очень важный период жизни ребенка, потому что постепенно крепнет мышечная система ребенка, он начал держать голову, мы продолжаем выкладывать на животик, он начинает переворачиваться, его корпус крепнет, то есть ребенок становится крепче, сильнее, начинает адаптироваться, лучше знать свое тело, изучать его, присаживаться, и как раз этот период перехода на то, чтобы ребенок ходил полноценно, здесь важно, чтобы ребенок ползал, вставал на упору. Это также развивает мышечную систему ребенка, адаптирует его к окружающей среде. Все это имеет большое значение, причем малыши сначала находят эту опору, наша любимая колено-локтевая поза, на четвереньках. Мамы часто спрашивают: «Ой, у меня ребенок стоит на четвереньках и начинает раскачиваться. Не опасно ли это?» Конечно, это не опасно. Это говорит о том, что у ребенка уже есть этот навык, он готов ползать и в будущем бегать. Развивается мышечная система, координационная система, поэтому важно, чтобы ребенок все-таки ползал.
Альбина Рахматуллова:
Заканчивая блок о физическом развитии, на что нужно обратить внимание и когда нужно бить тревогу, что может пойти не так с физическим развитием в первый год жизни?
Ирина Батманова:
Самое главное – это росто-весовые показатели, мы следим именно за ними. Почему рекомендовано ежемесячно до года ребенка показывать участковому врачу-педиатру, посещать поликлинику, врачей-специалистов по возрасту, потому что вес и рост ребенка говорят о том, насколько он полноценно физически развивается. Так как мамы не всегда могут полноценно оценить, насколько у ребенка все хорошо, рекомендуем обращаться своевременно, показываться, взвешиваться, измерять рост, и уже на основании этого доктор обязательно сделает заключение, насколько хорошо развивается ребенок, отстает он в физическом развитии или все у него хорошо по возрасту. И плюс на общее состояние ребенка. Если мама видит, что ребенок вялый, капризный, есть беспокойство, он плохо спит, плохо ест, это говорит о том, что есть какая-то проблема, и здесь лучше сразу обратиться к специалисту.
Альбина Рахматуллова:
Предлагаю перейти к когнитивным функциям, так как ребенок — это существо живое, и когнитивные функции у него развиваются, причем в первый год жизни как будто наиболее активно. Давайте же обозначим этапы когнитивного развития и обратимся к тому, на что нужно обращать внимание каждому родителю.
Ирина Батманова:
В первый год это самый сложный процесс для малыша, так же, как и в физическом развитии, здесь происходит очень много процессов. У ребенка в первую очередь формируется эмоциональная сфера. Все, что происходит в этот год, влияет на будущую речь ребенка, на его логическое мышление, как он будет выстраивать причинно-следственные связи, даже вот так все сложно у малышей. Поэтому тут тоже нужно смотреть, следить и обязательно помогать ребенку во всем, что происходит.
Когда ребенок рождается, самое главное для него, если говорить простым языком, выжить, то есть ребенок в первую очередь стремится выжить. У него есть рефлексы, которые дают ему возможность себя прокормить и в каком-то случае спасти. В дальнейшем он начинает адаптироваться, реагировать. К 3 месяцам он уже знает маму, реагирует на нее. Ближе к 5-6 месяцам он четко может разделить мама-папа, свои, может негативно реагировать на посторонних людей. С 3-4 месяцев появляются гуления, слоги, то есть ребенок пытается развивать свою речь даже в таком маленьком возрасте, поэтому это тоже важно – улыбки, первые положительные реакции. В дальнейшем мы не всегда обращаем на это внимание, но есть особенность у малыша, когда он начинает хватать игрушки, активно их изучать, и тот момент, всегда обращаю на это внимание родителей, когда ребенок начинает что-то брать именно двумя пальцами, это особенный этап в жизни ребенка, мы его называем пинцетный захват, когда ребенок двумя пальцами что-то пытается взять, то есть мелкие предметы, не всей ручкой, а двумя пальцами. Это говорит о том, что у него новый этап, у ребенка хорошо развивается головной мозг, это хороший стимул к будущей речи, потому что здесь непосредственно мелкая моторика, которая все время будет стимулировать те центры в головном мозге, которые отвечают за речь. Хочется сказать, чтобы родители обращали на такие мелочи внимание, и чем больше они будут это стимулировать, тем лучше: бусы в цепочках, коврики с различными материалами на ощупь, чтобы ребенок все время что-то трогал, перебирал, играл.
Следующий этап – ребенок может четко говорить слоги, появляется свой язык, который понятен только близким. К 9-10 месяцам он может говорить «ам-ам», для него это «хочу есть», и мама знает, что он хочет есть. Или «му», так он обозначает корову, то есть у ребенка уже свой язык, это следующее развитие к речи. И постепенно, к годику, ребенок может говорить 20-30 слов: мама, папа, несложно повторяющиеся слова. Это говорит о том, что у ребенка все хорошо, он хорошо развивается, ему уделяется достаточное количество внимания, нет никаких проблем.
Альбина Рахматуллова:
Говоря про интеллектуальное развитие, у меня был большой простор для выбора темы, потому что говоря об интеллектуальном развитии, современные родители делают на это большой упор. И первое, что я нашла и на что обратила внимание, это черно-белые картинки, история очень популярная. Помню, когда я была в роддоме, у нас были мамочки, которые сразу выставляли черно-белые картинки. Сейчас покупают черно-белые игрушки, чтобы они помогали ребенку адаптироваться. Насколько это полезно, или мы делаем больше упор на моторику, или всячески развиваем своего ребенка как можем?
Ирина Батманова:
Принято считать, что ребенок, когда рождается, видит только черные и белые цвета и постепенно начинает видеть другую палитру. Поэтому нет ничего плохого в этих картинках, игрушках, но сказать, что непосредственно только черно-белое, это даже грустно для ребенка, ему хочется яркости, эмоций, он познает мир. Чем больше интересного вокруг него будет, тем лучше. Но мы, педиатры, не против разных методик, это тоже интересно, имеет место быть. Мы это все не отвергаем, но сказать, что только так и больше никак, не могу.
Альбина Рахматуллова:
Второе, что очень часто используют родители, это развитие мелкой моторики, начиная от песка, всего что угодно, лишь бы пересыпалось, билось и было весело. Нужно ли давать такие игры ребенку? В каком количестве? И главный вопрос – нужно ли навязывать такие игры ребенку, если он уже устал и не хочет?
Ирина Батманова:
Если ребенку это нравится, если он готов в это играть, но не до усталости, то почему бы и нет. Единственный момент, когда дело касается мелких, сыпучих предметов, нужно, чтобы родители были начеку и рядом с малышом, и он был все время под чутким взором мамы, папы, близких родственников. На самом деле, это очень даже интересные вещи, которые развивают ребенка. Мелкая моторика способствует хорошему развитию мозга. В будущем детки, которые часто играют с родителями, развивая мелкую моторику, к 4-5 годам бывают достаточно продвинутые, и в начальной школе они прекрасно учатся, хорошо считают, пишут, почему-то это связано. Поэтому это неплохо, главное, чтобы все было в меру и под контролем.
Альбина Рахматуллова:
Мы затронули интеллект, физическое развитие, но ведь очень важно поговорить о психоэмоциональной, социальной привязанности, потому что мама для ребенка — это что-то важное, что-то нежное. Мама, папа, бабушка, дедушка — кто еще входит в социальный круг ребенка, и кто должен в него входить?
Ирина Батманова:
Связь ребенка с мамой — самая важная связь, потому что мама с ребенком знают друг друга на 9 месяцев больше, чем все остальные, поэтому нельзя это обсуждать, мама есть мама. Ребенок даже в совсем небольшом возрасте, в 3-4 месяца, из всех взрослых всегда выбирает маму. Он узнает ее голос, ее запах, он узнает ее прикосновения. Поэтому самое главное – это мама.
Сейчас есть тенденции, тренды к облегченному материнству. У нас молодые мамы очень активны, они хотят скорее привести себя в форму, начать работать, заниматься спортом. Это неплохо, но есть такой тонкий момент, что в первое время, когда происходит адаптация ребенка, ему очень важно именно внимание мамы. И здесь никакая няня, даже самая лучшая, маму не заменит. Для ребенка важно ощущать, что он защищен, что ему ничего не грозит, что его любят, что он нужен. Так, как это даст мама, никто не даст, как бы нам ни хотелось. Важен эмоциональный фон в доме. Здесь папа играет огромную роль, то, как папа будет поддерживать маму, как он будет помогать, для женщины важно, когда папа пошел на прогулку с коляской. Мама успевает элементарно принять душ, поесть, выпить чаю, и ей уже хорошо, то есть состояние мамы совершенно другое, и она готова опять видеть своего малыша, ухаживать за ним, смотреть за ним. Бабушки, дедушки – тут без них никак, если они есть, это здорово, если они готовы участвовать в жизни ребенка, это хорошо.
Няни – если так случается, по крайней мере в мегаполисах серьезный ритм, многим нужно выйти на работу, здесь подключаются няни. Но опять же, если няня у малыша до года, то желательно, чтобы это была одна постоянная няня, которая полностью ухаживает за ребенком, к которой он привык, которой он доверяет, потому что смены очень плохо влияют на психологическое состояние малыша.
Альбина Рахматуллова:
Еще один вопрос, который тоже в какой-то степени касается социализации и волнует многих родителей – это домашние животные. Очень часто родители заранее завели кошечку, или собачку, или попугайчика, и вот появляется ребенок. Я, готовясь к эфиру, видела разные варианты. Кто-то отдает домашних животных, кто-то адаптирует жизнь с домашними животными к жизни с ребенком. Как адаптировать ребенка к домашнему питомцу? Нужно ли это делать? И какие меры безопасности и предосторожности должны соблюдать родители?
Ирина Батманова:
Животные там, где растет ребенок, это хорошо. А дети, которые растут животными, вырастают более добрыми, они более эмпатичны, эти дети понимают, что это беззащитное существо, которому нужно помогать, оберегать. И такие детки вырастают достаточно добрыми, отзывчивыми. Это неплохо, но здесь все индивидуально и тонко. Изначально, если нет животных и ждут малыша, то стоит немножечко подождать, потому что ребенку нужно родиться, адаптироваться, подрасти. Если все-таки животное есть, нужно смотреть на то, как будет реагировать ребенок на присутствие животного. Если нет никаких проблем, это очень даже хорошо. Если есть проблема в плане аллергии, это частая проблема, то здесь нужно выбирать либо здорового ребенка, либо животное в доме.
Альбина Рахматуллова:
Тем не менее констатируем факт, что привязанности ребенка на первом году жизни очень важны. И следующий блок, к которому хочется перейти, это здравоохранение в жизни семьи, в жизни мамы, в жизни ребенка. Как в Департаменте здравоохранения города Москвы устроено взаимодействие медицинских организаций с родителями? Что ждет маму после того, как она приехала домой, со стороны поликлиники?
Ирина Батманова:
С мамами у нас очень хороший контакт, и с детишками, в первый месяц жизни несколько раз посещают медсестра и доктор. В настоящее время два раза врач, три раза медсестра, и, если есть необходимость, врач может дополнительно назначить патронаж медицинской сестры, проводится четвертый. Либо маме звонят, уточняют, есть ли какие-то проблемы, есть ли необходимость дополнительно осмотреть ребенка. И по показаниям, если ребенок родился недоношенным, с проблемами, такой ребенок требует более детального наблюдения, доктор может наблюдать и чаще. Поэтому здесь очень много внимания уделяется непосредственно малышам.
До года ежемесячно детки наблюдаются педиатром, обязательно измеряем рост, вес, ребенок вакцинируется, очень много основных прививок получает до года, потому что у малыша есть антитела мамы, свои еще не вырабатываются, ему нужно как-то защищаться. Мамины антитела потихоньку к 6 месяцам угасают, а ребенку нужны свои. Поэтому он получает достаточно много прививок, но очень важных. Помимо этого ребенок в течение года посещает врачей-специалистов, проходит инструментальную диагностику, УЗИ сердца, УЗИ брюшной полости, лабораторные исследования крови, мочи, то, что положено по нормативной базе. Если выявляется проблема, то врач-педиатр принимает решение о дополнительных обследованиях, о дополнительных консультациях специалистов. Если данных специалистов нет на базе детской поликлиники, то у нас есть стационары, при которых существуют диагностические центры, куда можно направить малыша на дополнительное обследование.
Альбина Рахматуллова:
Что происходит с ребенком, если появляются какие-то отклонения, он попал в стационар, поставлен диагноз, его пролечили и он снова возвращается в поликлинику?
Ирина Батманова:
Такой ребеночек наблюдается по рекомендациям врача из стационара, иногда бывает достаточно разовой госпитализации. Ребенок наблюдается, при необходимости ставится на диспансерный учет, проходит определенные этапы лабораторных исследований, инструментальных исследований, консультаций, если все в порядке, в динамике, если требуется повторное направление, он направляется в стационар, и после этого, если все хорошо, ребенок снимается с учета. Бывает, что после выписки все нормализуется, и он не требует дальнейшего наблюдения. Сложные детки наблюдаются постоянно, периодически поступая в стационар, и возвращаются в поликлинику. Пока есть возможность амбулаторно наблюдать, лечить ребенка, это делается в поликлинике. Если необходима плановая госпитализация, то ребенок госпитализируется в стационар.
Альбина Рахматуллова:
Пользуясь тем, что у нас в гостях педиатр, хочется задать вопросы от наших слушателей. Что делать, если у ребенка колики? И как понять, что это правда колики?
Ирина Батманова:
Мне кажется, это вопрос всех времен. Колика до конца не изучена, и до конца сказать, в чем ее причина, нельзя. Здесь очень много факторов играют роль. В первую очередь это психоэмоциональное состояние, стресс, который испытывает ребенок, появляясь на свет. Помимо этого незрелость органов пищеварительной системы, еще в недостаточном количестве вырабатываются ферменты, то есть ребенок не готов к той пище, которую он получает. Поэтому какое-то время, чаще всего это промежуток от 2 недель до 3 месяцев, у кого-то чуть дольше, у кого-то чуть раньше, начинаются колики, но чаще всего в возрасте 2-3 месяцев. Важно ребеночка в первую очередь поддерживать заботой, теплом и максимально быть с ним.
Еще один миф, что нельзя часто ребенка брать на руки, он может привыкнуть, можно его этим избаловать. Это не совсем так, потому что малыш первые месяцы нуждается в этой защите, в этом теплее. Чем чаще его брать на ручки, чем чаще выкладывать на животик, успокаивать, гладить, говорить, что его любят, тем спокойнее будет малыш, и колик будет меньше.
Помимо этого, наше любимое выкладывание на живот, которое помогает ребенку переваривать пищу, очень хорошо выкладывать ребенка минут за 10-15 до кормления на животик, поглаживать по часовой стрелке и после этого кормить ребенка, обычно это помогает. Также можно прикладывать сухое тепло в небольшом количестве.
Есть мамы, которым спокойнее, когда они дают те же пробиотики, и мама понимает, что она помогает малышу быстрее формировать биоциноз, флору кишечника. Есть мамы, которые совершенно спокойно реагируют – не надо, значит не надо, потому что этот период короткий, он не влияет пагубно на ребенка, на его непосредственное развитие, его просто нужно пережить. Если мама готова пережить его с ребенком вместе спокойно, помогая ему такими простыми методами, это здорово. Если нет, можно подключить какие-то препараты. Маме психологически легче, мама спокойнее, разумеется, от мамы спокойнее малыш, вот такая взаимосвязь. Когда получается наладить лактацию и мама кормит грудью, это тоже большой плюс. Это специальное питание, индивидуальное для малыша, и лучше него нет. В таком варианте ребенок лучше переносит колики, но это если нет противопоказаний, потому что и к грудному молоку, так случается, бывают противопоказания.
Альбина Рахматуллова:
Второй частый вопрос тоже касается взаимодействия с мамой – это совместный сон. Здесь большое количество споров и вопросов. Стоит ли спать вместе с малышом?
Ирина Батманова:
Очень хорошо, когда у ребенка изначально есть свое спальное место, так же, как и место для питания, для игр, когда у ребенка изначально есть везде свое место. Ребенок любит, когда для него выделено определенное место в доме.
Сон с мамой очень опасен. Мама может быть очень уставшей, не отдохнувшей, плохо себя чувствовать, и может произойти несчастье. Поэтому крайне не рекомендуется класть ребеночка с собой. Если это дневной сон, мама покормила, это удобно, обязательно нужно перекладывать в кроватку. Если мама берет к себе на кормление, обязательно нужно, чтобы малыш после находился в кроватке. Сейчас очень много малышковых девайсов, гаджетов, которые помогают мамам в таких ситуациях, те же коконы, качельки, различные подвесные кроватки. Главное, чтобы маме было комфортно, удобно, но по возможности все-таки сон рядышком с малышом, по крайней мере, пока он совсем маленький, не рекомендуется.
Альбина Рахматуллова:
Также один из самых популярных вопросов – это прикорм. Здесь большой разброс – допаивание, недопаивание, готовить самим, покупать готовое. Одним словом, вопрос, вызывающий войну во всех чатах мам. Давайте выскажем компетентное мнение по этому поводу.
Ирина Батманова:
Есть определенные тенденции, но есть мамы, которые за прикорм рано, есть мамы, которые против прикормов рано, кто за допаивание, кто считает, что этого не нужно делать, кто уже соки готов давать с трех месяцев. Все индивидуально, но если брать в целом, то лучше, чем грудное молоко, для ребенка нет ничего. Если ребенок полностью на грудном вскармливании, ему достаточно этого питания, до 6 месяцев все же вводить прикорм нежелательно. Это лучше для ребенка в плане развития аллергических реакций. Но считается, что пищевая толерантность формируется с 4 до 6 месяцев, когда у ребенка начинают вкусовые интересы, формируются пищевые привычки, и что хорошо в этот период, что он самый комфортный для того, чтобы ввести прикорм.
Опять же, двоякое мнение, кто-то готов к этому, кто-то нет. Мое мнение, что до 6 месяцев, если ребенок полноценно получает грудное молоко, этого вполне достаточно. В 6 месяцев ребенок обычно сам начинает проявлять интерес. Он смотрит, что ест мама, что ест папа, ему хочется это все попробовать, у него возникают пищевые интересы. И здесь однозначно нужно вводить прикорм. Если у ребенка возникли такие пожелания раньше, значит, он готов к тому, чтобы попробовать что-то новое.
По поводу допаивания – если ребенок на груди, ему вполне достаточно грудного молока. Если же мы в жаркой стране, или у нас очень жарко, отопление, и ребенку этого недостаточно, или он заболел, у него температура, то допаивание нужно, это однозначно. Если ребенок на искусственном вскармливании, рекомендуют допаивать. Опять же, это все достаточно относительно, любой педиатр может поспорить: «А я считаю, что по-другому», – но в данный момент тенденции именно такие.
По поводу прикормов, не 100%, но считается, что если ребенок плохо набирает, у него недостаточно хорошо идет прибавка в весе, то лучше начинать прикорм с каш. Если у ребенка хороший вес или он пухляш, то лучше начинать с овощных пюре.
Альбина Рахматуллова:
Спасибо большое за этот познавательный эфир. В завершении нашей программы скажите нашим слушателям, зрителям пожелания и напутственные слова, которые помогут им вместе с их детьми первого года жизни пройти этот путь уверенно, весело и радостно.
Ирина Батманова:
Я хочу пожелать нашим дорогим слушателям, нашим будущим мамам, папам – вы любите друг друга, помогайте, поддерживайте, потому что дети – это на всю жизнь. Очень важно, когда мама чувствует себя уверенно и спокойно, и малыш в том числе. Поэтому всем быть здоровыми, спокойными, любить друг друга, и все будет прекрасно и у мам, и у малышей.
Альбина Рахматуллова:
Ирина Олеговна, спасибо Вам большое за этот эфир. Будьте здоровы! И пусть ваши дети тоже будут здоровы!